Покемоны в Роспотребнадзоре или последствия игры "верю не верю..."

ОПРОС

Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?

Каждый день
Иногда
Довольно редко
Никогда

 

Интернет-приемная

 

Горячая линия для потребителей

 

Нарушители прав потребителей

 

 

Покемоны в Роспотребнадзоре или последствия игры "верю не верю..."

 В самом начале этой удивительной истории придется уважаемый читатель нам с вами отправиться в далекое  детство.

            Помните игру "верю не верю", когда в зажатой ладошке Вы  предлагали партнеру угадать есть там монетка или нет. Однако и во взрослой жизни элементы этой увлекательной игры нет - нет да и  проявятся.

             Вот, к примеру, провели  в марте текущего года инспекторы  "Союза Потребителей РТ" проверку в кафе "Мангал" по улице Проспект Победы. Был составлен акт по выявленным нарушениям. Как водится в таких случаях, в обозначенный срок нарушения не были устранены и материал был направлен в   прокуратуру Приволжского района. Далее, естественно, материалы были переданы в Управление Роспотребнадзора РТ.         

            Но здесь, дорогой читатель начинается самое интересное. Можно сказать стартовал сериал весьма увлекательной детективной истории, который, забегая несколько вперед, длится до сих пор.

            Вскоре, в адрес общественной организации, из Управления Роспотребнадзора пришло определение... об отказе в возбуждении административного дела в отношении вышеназванного кафе.  Если попытаться перевести на нормальный человеческий язык причину отказа, то она бы прозвучала так : "Не верю!"

             Как написали специалисты Роспотребнадзора : " в  приложенных материалах отсутствуют документы, содержащие доказательства и подтверждающие факт отсутствия в наглядной и доступной форме  правил оказания услуг общественного питания..."

             Итак, по всем законам детективного жанра потребовались  доказательства. И это, заметим при том, что сам акт по проведенной проверке был подписан сотрудниками кафе, в том числе и под выявленными нарушениями... Однако, по мнению сотрудников Роспотребнадзора, приложенных документов проверки оказалось недостаточно!  К материалам необходимо было приложить фото-видеоматериалы, подтверждающие факт наличия нарушений.

            Ну что ж, если того требуют правила, будем строго им следовать, - подумали специалисты Союза потребителей  и  приняли решение... провести  повторную проверку кафе.

             В кафе Мангал, кстати, повторно проверяющих от общественной организации встретили  где-то даже немножечко равнодушно, мол вы там пишите что хотите, а мы  еще посмотрим, будем устранять нарушения или нет. Словом специалисты Союза потребителей по итогам повторной проверки провели полную фоторекогностировку, приложили фотодокументы, с обозначением места съемок, датой и т.д.

            Если вы, уважаемый читатель думаете, что после такой подготовки материалы наконец-то то были рассмотрены в Роспотребнадзоре, то будете мягко говоря сильно разочарованы. Складывалось впечатление, что сотрудникам  была дана некая установка - во что бы то ни стало не принимать во внимание никаких документов, присланных из Союза потребителей.

            Вскоре, в подтверждение страшной догадки, было  получено письмо из Роспотребнадзора РТ где,  как в детской игре вновь проскальзывал уже знакомый нам  ответ - "Не верю"!. Теперь в письме звучали уже совершенно новые требования к факту доказательства нарушений  выявленных в кафе.  Как выяснилось из повторного письма : " обязательной  является привязка к месту".

            То есть теперь необходимо предоставить доказательства того, что камера снимала именно в данном кафе, меню принадлежит именно этому заведению, и даже необходимо было документально подтвердить, что барная стойка  находится именно  в данном заведении...

            А теперь, уважаемый читатель, представь ситуацию, если бы об этих нарушениях в Управление Роспотребнадзора сообщила какая - нибудь бабушка. А ей  в ответ  предписание  - докажите, мол, факты нарушений, представьте также нам  фото-видеоматериалы, не забудьте при этом сделать территориальную привязку... А мы в свою очередь подумаем, можно ли  считать вашу жалобу  доказательством  нарушений или нет...

              Как бы то ни было, прошло уже полгода со времени переписки между структурами, призванными защищать права потребителя, а нарушения, выявленные в кафе между тем ,  до сегодняшнего дня никто устранять  так и не собирается. До сих пор там отсутствуют  документы определенные законодательством и должные присутствовать по первому требованию потребителя, также все еще не оборудован  пандус для лиц с ограниченными возможностями...

            Возникает вопрос - кому же выгодна данная ситуация, от которой  в проигрыше остается прежде всего сам потребитель?

            Как и в любой детективной истории должны быть факты, проливающие свет на происходящие нелогичные действия. Задались целью получить эти факты и специалисты Союза Потребителей. И вот одно из предположений.

             В одном из недавних интервью, глава  Управления Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина обратила внимание на появившуюся в последнее время модную тенденцию - игру, в которых участвуют так называемые Покемоны. Чиновник, кстати, заявила, что данной темой серьезно займутся специалисты ее управления. Более того, при любом обращении граждан последует незамедлительная реакция и будут  приняты надлежащие меры.

            Вообще надо сказать, что в Роспотребнадзоре весьма внимательно следят не только за покемонами, но и за теми, кто ловко использует имя уважаемого Управления в своих корыстных целях. Так, например, в последнее время участились случаи жалоб со стороны предпринимателей на  неких аферистов, предлагающих бизнесменам, руководителям организаций  некие услуги, по продаже якобы "необходимой в работе литературы". Как водится в таких случаях, под раздачу попали   общественные организации, которые в рамках своих Уставов осуществляют  законную, многолетнюю деятельность по защите прав потребителя.

 

            В том, что представители общественных организаций находятся мягко говоря не в чести у сотрудников Роспотребнадзора, специалисты Союза Потребителей  РТ могли еще раз убедиться,  когда  29 июля отправились с проверкой в одно из заведений по ул. Ямашева, расположенном в торговом центре "Бахетле". 

            Вышедшая навстречу сотрудникам администратор кафе "Леззет" ошарашила проверяющих заявлением - "извините, но правом проверок обладает сегодня только Роспотребнадзор, так что никакой информации я вам не предоставлю..."

              Все попытки специалистов Союза потребителей выяснить источник такой информации ни к чему не привели. Единственное, что  удалось уговорить администратора  набрать номер горячей линии Роспотребнадзора, откуда действительно послышалось утверждение, - что общественная организация никаким правом проверок не обладает, единственное что они могут - это присутствовать в зале. Наша попытка уточнить имя и фамилию говорящей не увенчалась успехом, -  трубку на другом конце поспешно бросили...

            И подумалось нам тогда, а не завелись ли покемоны в самом Роспотребнадзоре, которые самостоятельно решают - какой организации можно проводить проверки, а какой нет? Не проще ли выловить их в  вышеуказанной и уважаемой организации, чтобы по крайней мере информация о праве проверок доносилась до предпринимателей и представителей малого и среднего бизнеса в неискаженном виде?

       Наделив общественную организацию  лишь правом "Эффекта  присутствия", сотрудников Управления  Роспотребнадзора при этом  нисколько не смущает факт, что в итоге от таких "информационных войн" страдают в первую очередь потребители из-за нарушений их прав.

            И в сложившейся ситуации последними, к сожалению, смеются пока что лишь недобросовестные  владельцы предприятий торговли, медицины, заведений общественного питания.

            Ведь пока идут конфликты, некому заниматься на местах устранением фактов нарушений.

            Быть может пора прекратить вылавливать мифических покемонов. Тем  более на государственному уровне. Думается, значительно важнее  направить все усилия не на бесполезное выяснение отношений, а на совместное выявление и скорейшее устранение фактов - ущемляющих интересы потребителя.

             Нам было интересно узнать и  точку зрения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на сложившуюся и не совсем здоровую обстановку во взаимоотношениях организаций, волею судьбы ставящих перед собой практически идентичные  и в чем - то даже благородные цели.

 

            Все таки для рядового покупателя или потребителя сегодня важнее будет не поиск покемонов,  а реальная, целенаправленная работа  по совершенствованию всех сфер потребительского рынка. Специалисты Союза потребителей РТ в это по крайней мере продолжают верить.