НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ
22 декабря 2025 года Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) отмечает знаменательную дату — 35 лет со дня создания. За эти десятилетия организация прошла путь от одного из первых общественных объединений новой России до фундаментального института гражданского общества, ежедневно защищающего интересы миллионов. Этот юбилей — не просто повод оглянуться назад, а возможность увидеть, как крепло и развивалось потребительское движение, становясь надежной опорой для каждого гражданина.
В моей жизни было много работ — от разносчика газет в детстве до собеседника с первыми лицами государств. Этот опыт научил меня одному: настоящая ценность денег не в количестве, а в той независимости и уверенности, которую они дают. Уверенность же рождается из знания, что твои базовые права защищены. Для потребителя, а им является каждый из нас, нет права более базового, чем право на безопасность того, что он покупает. В 2026 году весь мир поднимется под девизом, который звучит набатом: «Безопасные продукты для уверенных потребителей» (Safe Products, Confident Consumers)
С начала летнего сезона 2025 года десятки российских туристов не смогли вылететь на зарубежные курорты из-за дефектов в недавно выданных загранпаспортах. Проблема заключалась в «наползании строк» — текст в документах был напечатан не строго под соответствующими графами («пол», «гражданство», «дата выдачи»), а прямо поверх них. На пограничных пунктах такие паспорта признали недействительными — их сочли плохо читаемыми и дефектными.
Архив новостей RSS
30 лет со дня принятия Закона «О защите прав потребителей»
7 февраля 2022 года исполняется 30 лет со дня принятия в России Закона «О защите прав потребителей».
Принятый в 1992 году Закон наделил российских потребителей важнейшими неотчуждаемыми правами и гарантиями, которые были провозглашены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 39/248 в 1985 году.
Также Закон предоставил потребителям целый ряд дополнительных гарантий реализации прав на обмен либо возврат отдельных видов качественных товаров и прочее.
Практическая значимость принятого Закона, главным образом, была обусловлена тем, что в нем впервые были определены не только права, но и обозначены конкретные механизмы их реализации путем консолидации усилий государства и общества.
Закон, безусловно, во многом способствовал появлению в нашей стране национальной системы защиты прав потребителей, содействовал разработке и применению различных норм и требований к безопасности и качеству товаров и услуг.
На протяжении 30 лет в закон вносились различные поправки и дополнения с целью совершенствования нормативно-правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей.
В Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной в 2017 году Постановлением Правительства РФ № 1837-р отмечается, что в настоящее время «развитие сферы защиты прав потребителей осуществляется в русле общего курса экономических, социальных и правовых реформ с учетом институциональных преобразований и влияния конкуренции на экономическое положение граждан на потребительском рынке».
Однако «в сложившейся системе правового регулирования отношений с участием потребителей существуют как пробелы, так и несогласованность отдельных федеральных законов между собой, что в отсутствие четкой иерархической подчиненности специальных норм основополагающим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации зачастую порождает правовую неопределенность (противоречивую правоприменительную практику), следствием которой являются случаи злоупотреблений, причиняющих ущерб потребителям. Многочисленные изменения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей (прежде всего, в финансовой сфере, в сфере связи и жилищно-коммунального хозяйства и в других сферах) свидетельствуют о необходимости системной переработки указанного законодательства, определения терминологического аппарата с последующей кодификацией обширного массива норм, регулирующих правоотношения с участием потребителей, и его актуализации с учетом международного права».
Учитывая положения статьи 45 Закона «О защите прав потребителей» Союз потребителей Республики Татарстан, являясь старейшей общественной потребительской организацией в России, на протяжении многих лет активно:
- участвует в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- осуществляет общественный контроль за соблюдением прав потребителей в Республике Татарстан;
- проводит независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
- распространяет информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая способствует реализации прав и законных интересов потребителей;
- обращается в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
- вносит в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
и прочее.


