И.Хадиуллин: «Нельзя принимать решение о выборе школы вслепую»

Интернет-приемная

 

Горячая линия для потребителей

 

Нарушители прав потребителей

 

ОПРОС

Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?

Каждый день
Иногда
Довольно редко
Никогда

 

И.Хадиуллин: «Нельзя принимать решение о выборе школы вслепую»

1 февраля в школах стартует прием заявлений на зачисление в первый класс. В сентябре в Казани в первый раз за школьные парты сядут 13,5 тысячи детей. И хотя до начала следующего учебного года осталось еще немало времени, родители будущих первоклассников уже начали задумываться о том, в какую школу отдать свое чадо и какие документы могут понадобиться при поступлении. Подробнее о процедуре поступления в первый класс, сроках подачи заявления на зачисление в школу, графике работы «продленки» и учебной программе начальной школы читателям KZN.RU рассказал начальник Управления образования Исполкома Казани Ильсур Хадиуллин.

КЕМ СТАНЕТ РЕБЕНОК В БУДУЩЕМ, ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ ШКОЛЫ

Здравствуйте, Ильсур Гараевич! В казанских школах стартует прием заявлений на зачисление в первый класс. А до какого числа родители могут подать заявление?

И.Х.: Прием в первый класс детей, проживающих на закрепленной за школой территории, начинается 1 февраля и продлится до 30 июня. С 1 июля до 5 сентября школы могут принимать в первый класс на свободные места детей из других микрорайонов. Эти сроки утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года №32.

При этом совсем необязательно 1 февраля бежать подавать заявление – вполне естественно, если кто-то из родителей еще будет некоторое время определяться со школой.

Для справки. Постановления о закреплении за территориями микрорайонов школ издают главы администраций районов. Эти постановления в ближайшее время будут размещены на сайтах администраций, чтобы горожане могли с ними ознакомиться и узнать, к какой школе относится их микрорайон.

А в каком возрасте предпочтительнее отдать ребенка в школу?

И.Х.: Отдать ребенка в первый класс можно по достижению им возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения возраста восьми лет.

Почему родителям необходимо ответственно подойти к подготовке детей к первому классу и выбору школы?

И.Х.: Первый уровень общего образования – это детский сад, к правилам и распорядку которого ребенок успел привыкнуть. Поэтому переход из детсада в школу – очень ответственный момент. Можно сказать, что это первый определяющий судьбу ребенка выбор, который предстоит сделать родителям. Детский сад определяет электронная программа, которая автоматически направляет детей по электронной очереди в учреждения по месту жительства, а в случае со школой родители должны самостоятельно принять решение: отдать будущего первоклассника в учреждение по месту жительства, или ориентироваться на другие критерии.

Действительно, к зачислению в школу надо подойти со всей ответственностью, ведь очень важно, в какую среду попадет ребенок. В этом смысле определение ребенка в первый класс можно сравнить с созданием новой семьи: именно в школе возникает своеобразная триада – педагогический коллектив, родитель или родители и сам ребенок.

Важно понимать, что в становлении личности ребенка примет участие весь персонал образовательного учреждения: и учителя, и психологи, и даже повара в столовой. Все они в какой-то мере будут воздействовать на ребенка, формируя его отношение к миру. В стенах школы также будет проходить определение предпрофессионального развития ребенка: кем он станет в будущем, во многом зависит от педагогов. Поэтому я прекрасно понимаю родителей, которые интересуются правилами приема в первый класс и придирчиво подходят к выбору школы.

Это раньше о том, в какую школу отдать ребенка, думали только тогда, когда ему исполнялось 7 лет. Сегодня уже с того момента, как малыш пошел в детский сад, родители начинают изучать школы.

К ЗАЧИСЛЕНИЮ В ПЕРВЫЙ КЛАСС НАДО ПОДОЙТИ ОТВЕТСТВЕННО

И на что стоит обратить внимание при выборе школы? А главное, где можно найти информацию?

И.Х.: Разумеется, нельзя принимать решение вслепую: можно поинтересоваться традициями школы, успехами ее выпускников. Кроме того, родителям необходимо ознакомиться с результатами ЕГЭ и мониторинговых исследований, которые проводятся в каждом классе, начиная с четвертого.

Мониторинговые исследования позволяют изучить качество образования в городе и республике и принять взвешенное решение. Вся эта информация выкладывается в интернете на сайте школы, часть информация публикуется также на портале Управления образования kazanobr.ru. Прозрачность в этом плане обеспечивается. Так что сейчас у родителей есть все данные, чтобы определиться в выборе школы.

Расскажите немного подробнее о самой процедуре поступления. Какие документы должны предоставить родители?

И.Х.: После того, как родители определились с выбором, следующий шаг - подача заявления о зачислении в школу. На первом этапе заявление можно подать и в электронном виде. В заявлении родители должны указать как свои данные, так и ребенка.

Кроме того, им нужно предоставить оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, а также свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории. Вот в принципе и все, что требуется от родителей.

В каком случае школа может отказать в приеме?

И.Х.: Школа может отказать в приеме ребенка только при отсутствии свободных мест. Если в школе есть место, если это ваш микрорайон, если вы вовремя подали заявление – вас обязательно примут. Другое дело, что детей много, и есть нормативные показатели, которые устанавливают, сколько учеников может принять школа. Так что, если заявлений больше, чем мест, то приоритет имеют те заявления, что поданы раньше.

Существует ли какое-нибудь тестирование, вступительные экзамены для поступающих?

И.Х.: Для зачисления достаточно направить заявление с приложением документов. Школа не имеет права проводить какие-либо испытания в любой форме - ни тесты, ни экзамены, ни собеседования. Правда, родители сами часто обращаются с просьбой оценить, насколько ребенок готов к школе. В таком случае во многих образовательных учреждениях проводят встречи с ребенком, с ним могут пообщаться психологи и педагоги. Но результаты этого общения абсолютно никак не повлияют на зачисление в первый класс.

Но ведь есть так называемые нетиповые школы, которые имеют право организовать индивидуальный отбор учеников?

И.Х.: Разумеется, в Казани есть и нетиповые школы. Таких в городе шесть: лицей №145 Авиастроительного района, лицей №131 и школа-интернат «Специализированный олимпиадно-научный центр» Вахитовского района, гимназия-интернат №4 Кировского района, лицей-интернат №2 Московского района и лицей-интернат №7 Ново-Савиновского района.

В нетиповых школах допускается проведение вступительных испытаний. Это связано с тем, что в них нет начальной школы - прием в нетиповые образовательные учреждения осуществляется, начиная с 7 класса. Такой отбор не противоречит действующему законодательству в вопросе доступности начального общего образования и обеспечивает соблюдение прав ребенка при поступлении в начальную школу.

Принимая решение о переходе в школу, где обучение проходит по индивидуальным образовательным программам, родители должны понимать, насколько большую ответственность это накладывает на ребенка. Я считаю, это не должно являться самоцелью для родителей: обязательно забирать ребенка из родной школы, где он учился до 7 класса, успел привыкнуть к коллективу, психологически комфортно себя чувствует, и переводить его в нетиповую школу. Глубокие знания можно получить и в типовых учреждениях – в Казани есть много школ с углубленным изучением отдельных предметов, которые успешно работают и показывают высокие результаты.

Например, по результатам рейтинга школ 2014 года тройка лучших школ Казани выглядела следующим образом: гимназия 122, гимназия №7, лицей №83. А в топ-500 лучших школ России по итогам 2014 года вошли лицей им.Н.И.Лобачевского К(П)ФУ, лицей 131, лицей-интернат №2, гимназии №122, 7, 19, школы с углубленным изучением иностранных языков №18, 39, 72. За последние несколько лет в Казани открыты уникальные учреждения, не имеющие аналогов в республике – Центр образования №178, Центр национального образования на базе гимназии №2, Международная школа на базе гимназии №19, школа №35 – Центр аэрокосмического образования. Таким образом, для юных казанцев созданы условия для развития их природных задатков и способностей.

К слову, опыт создания нетиповых лицеев оказался настолько успешным (проект создания лицеев стал победителем республиканского конкурса «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан»), что сейчас по примеру Казани в соседних регионах также создаются нетиповые школы.

НАША ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Возвращаясь к нашим будущим первоклассникам: большинство родителей работают с утра до вечера, и вполне понятно, что их беспокоит вопрос времяпрепровождения детей. Скажите, во всех ли школах будут открыты «продленки», до какого времени они будут работать?

И.Х.: Практически во всех школы Казани работают группы продленного дня. Пребывание учеников в группах «продленки» может охватывать период времени с 8.00-8.30 до 18.00-19.00. Более точное время необходимо уточнить в своей школе, так как график работы группы продленного дня зависит от распорядка дня образовательного учреждения.

Во многом благодаря «продленке» образовательные организации становятся «школами полного дня», организуя для ребят и обед в школьной столовой, и занятия в кружках по интересам, а также подготовку домашних заданий под контролем педагога-воспитателя.

Уверен, что участвовать в процессе воспитания должны все: и школа, и родители – все вместе, выступая «единым фронтом». Это очень важно. Тогда, постоянно сотрудничая с педагогами, родители будут знать, чем живет школа, как «живется» ребенку в школе, и что мы вместе можем сделать для того, чтобы школьные годы оставили только яркие впечатления в памяти наших детей.

Слава богу, группы продленного дня у нас бесплатные. Хотя в некоторых школах с согласия родителей организованы группы, которые оказывают дополнительные платные образовательные услуги, вроде занятий иностранными языками. Это не запрещено.

Министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, выступая перед журналистами, сообщил, что в республике будет создана региональная оценка качества, и учеников будут тестировать не только после 9 и 11, но и после 4 класса. Скажется ли это как-то на программе подготовки учеников начальных классов?

И.Х.: В республике действительно идет создание региональной системы оценки качества, которая стала примером для всей России, но от этого учебная программа как таковая не изменится. Тестирование после 4 класса в наших школах проходит уже не первый год. С недавних пор мониторинговые исследования проводятся и в других классах по 4 основным предметам.

Тестирование проводит республиканский Центр мониторинга качества образования – это прекрасная база, которая создана в Кировском районе. Такая диагностика позволяет оценить уровень знаний учащихся, определить, идет ли освоение учебной программы в школах Казани в соответствии с новыми федеральными программами и стандартами.

Хочу напомнить, что раньше тоже существовала такая практика. В конце года в школах проходили контрольные работы - директорские, министерские. Приезжали, привозили задания, которые ученики выполняли. В информационный век появляются новые технологии, соответственно, меняется и система проверки знаний.

Как родители могут помочь своим детям подготовиться к такой системе оценки знаний?

И.Х.: Я считаю, самое главное – на местах родители и учителя должны психологически готовить детей. Нельзя их запугивать тестированием. ЕГЭ - это ведь не самое главное в жизни человека. Самое главное – здоровье, а остальное приложится.

Разумеется, мы должны предоставить ученикам все возможности для получения полноценного образования, чтобы они могли реализоваться в жизни, стать успешными членами общества.

Но гораздо важнее обеспечить ребенку прочную психологическую базу, внутренний стержень, умение противостоять проблемам. Нельзя поддаваться всеобщей панике из-за предстоящей сдачи ЕГЭ. Иначе страх будет передаваться и нашим детям. А держать детей в страхе -  не лучший выход. Да, возможно, в условиях ориентированности на сдачу ЕГЭ они получат знания, но у них не будет ни здоровья, ни положительных эмоций, ни должного воспитания. Кому это нужно?

Мне кажется, дети должны быть и воспитанными, и богатыми духовно, должны уметь уверенно смотреть на изменения в мире, приспосабливаясь к ним, быть патриотами своей Родины – страны, республики, города, любить свою историю и свою семью, уважать старших, и, конечно, иметь прекрасные знания. Вот она, наша главная цель – всесторонне развитие ребенка.