НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ
Если ваш автомобиль оказался неисправным, вы имеете право потребовать возврата денег или его замены. В такой ситуации важно знать, как действовать в соответствии с законом «О защите прав потребителей».
Основания для возврата или обмена
Частые поломки: Если у вас возникают периодические неисправности важных элементов, таких как коробка передач, это может свидетельствовать о существенном недостатке. Если общее время ремонта превышает 30 дней в течение одного гарантийного года, у вас есть основание для возврата средств.
В МБУ «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» обратились две покупательницы одного и того же магазина с вопросами о возврате денежных средств за пальто.
Если вам оказали некачественные стоматологические услуги, вы можете:
1. Потребовать от медицинской организации бесплатно исправить недостатки.
2. Попросить снизить стоимость услуг пропорционально выявленным недостаткам.
3. Потребовать вернуть уплаченные за услуги деньги.
4. Потребовать возместить все убытки, которые вы понесли из-за некачественного лечения.
5. Получить компенсацию за моральный вред.
В случае необходимости вы можете обратиться в суд, чтобы защитить свои права.
Архив новостей RSS
И.Хадиуллин: «Нельзя принимать решение о выборе школы вслепую»
1 февраля в школах стартует прием заявлений на зачисление в первый класс. В сентябре в Казани в первый раз за школьные парты сядут 13,5 тысячи детей. И хотя до начала следующего учебного года осталось еще немало времени, родители будущих первоклассников уже начали задумываться о том, в какую школу отдать свое чадо и какие документы могут понадобиться при поступлении. Подробнее о процедуре поступления в первый класс, сроках подачи заявления на зачисление в школу, графике работы «продленки» и учебной программе начальной школы читателям KZN.RU рассказал начальник Управления образования Исполкома Казани Ильсур Хадиуллин.
КЕМ СТАНЕТ РЕБЕНОК В БУДУЩЕМ, ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ ШКОЛЫ
Здравствуйте, Ильсур Гараевич! В казанских школах стартует прием заявлений на зачисление в первый класс. А до какого числа родители могут подать заявление?
И.Х.: Прием в первый класс детей, проживающих на закрепленной за школой территории, начинается 1 февраля и продлится до 30 июня. С 1 июля до 5 сентября школы могут принимать в первый класс на свободные места детей из других микрорайонов. Эти сроки утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года №32.
При этом совсем необязательно 1 февраля бежать подавать заявление – вполне естественно, если кто-то из родителей еще будет некоторое время определяться со школой.
Для справки. Постановления о закреплении за территориями микрорайонов школ издают главы администраций районов. Эти постановления в ближайшее время будут размещены на сайтах администраций, чтобы горожане могли с ними ознакомиться и узнать, к какой школе относится их микрорайон.
А в каком возрасте предпочтительнее отдать ребенка в школу?
И.Х.: Отдать ребенка в первый класс можно по достижению им возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения возраста восьми лет.
Почему родителям необходимо ответственно подойти к подготовке детей к первому классу и выбору школы?
И.Х.: Первый уровень общего образования – это детский сад, к правилам и распорядку которого ребенок успел привыкнуть. Поэтому переход из детсада в школу – очень ответственный момент. Можно сказать, что это первый определяющий судьбу ребенка выбор, который предстоит сделать родителям. Детский сад определяет электронная программа, которая автоматически направляет детей по электронной очереди в учреждения по месту жительства, а в случае со школой родители должны самостоятельно принять решение: отдать будущего первоклассника в учреждение по месту жительства, или ориентироваться на другие критерии.
Действительно, к зачислению в школу надо подойти со всей ответственностью, ведь очень важно, в какую среду попадет ребенок. В этом смысле определение ребенка в первый класс можно сравнить с созданием новой семьи: именно в школе возникает своеобразная триада – педагогический коллектив, родитель или родители и сам ребенок.
Важно понимать, что в становлении личности ребенка примет участие весь персонал образовательного учреждения: и учителя, и психологи, и даже повара в столовой. Все они в какой-то мере будут воздействовать на ребенка, формируя его отношение к миру. В стенах школы также будет проходить определение предпрофессионального развития ребенка: кем он станет в будущем, во многом зависит от педагогов. Поэтому я прекрасно понимаю родителей, которые интересуются правилами приема в первый класс и придирчиво подходят к выбору школы.
Это раньше о том, в какую школу отдать ребенка, думали только тогда, когда ему исполнялось 7 лет. Сегодня уже с того момента, как малыш пошел в детский сад, родители начинают изучать школы.
К ЗАЧИСЛЕНИЮ В ПЕРВЫЙ КЛАСС НАДО ПОДОЙТИ ОТВЕТСТВЕННО
И на что стоит обратить внимание при выборе школы? А главное, где можно найти информацию?
И.Х.: Разумеется, нельзя принимать решение вслепую: можно поинтересоваться традициями школы, успехами ее выпускников. Кроме того, родителям необходимо ознакомиться с результатами ЕГЭ и мониторинговых исследований, которые проводятся в каждом классе, начиная с четвертого.
Мониторинговые исследования позволяют изучить качество образования в городе и республике и принять взвешенное решение. Вся эта информация выкладывается в интернете на сайте школы, часть информация публикуется также на портале Управления образования kazanobr.ru. Прозрачность в этом плане обеспечивается. Так что сейчас у родителей есть все данные, чтобы определиться в выборе школы.
Расскажите немного подробнее о самой процедуре поступления. Какие документы должны предоставить родители?
И.Х.: После того, как родители определились с выбором, следующий шаг - подача заявления о зачислении в школу. На первом этапе заявление можно подать и в электронном виде. В заявлении родители должны указать как свои данные, так и ребенка.
Кроме того, им нужно предоставить оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, а также свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории. Вот в принципе и все, что требуется от родителей.
В каком случае школа может отказать в приеме?
И.Х.: Школа может отказать в приеме ребенка только при отсутствии свободных мест. Если в школе есть место, если это ваш микрорайон, если вы вовремя подали заявление – вас обязательно примут. Другое дело, что детей много, и есть нормативные показатели, которые устанавливают, сколько учеников может принять школа. Так что, если заявлений больше, чем мест, то приоритет имеют те заявления, что поданы раньше.
Существует ли какое-нибудь тестирование, вступительные экзамены для поступающих?
И.Х.: Для зачисления достаточно направить заявление с приложением документов. Школа не имеет права проводить какие-либо испытания в любой форме - ни тесты, ни экзамены, ни собеседования. Правда, родители сами часто обращаются с просьбой оценить, насколько ребенок готов к школе. В таком случае во многих образовательных учреждениях проводят встречи с ребенком, с ним могут пообщаться психологи и педагоги. Но результаты этого общения абсолютно никак не повлияют на зачисление в первый класс.
Но ведь есть так называемые нетиповые школы, которые имеют право организовать индивидуальный отбор учеников?
И.Х.: Разумеется, в Казани есть и нетиповые школы. Таких в городе шесть: лицей №145 Авиастроительного района, лицей №131 и школа-интернат «Специализированный олимпиадно-научный центр» Вахитовского района, гимназия-интернат №4 Кировского района, лицей-интернат №2 Московского района и лицей-интернат №7 Ново-Савиновского района.
В нетиповых школах допускается проведение вступительных испытаний. Это связано с тем, что в них нет начальной школы - прием в нетиповые образовательные учреждения осуществляется, начиная с 7 класса. Такой отбор не противоречит действующему законодательству в вопросе доступности начального общего образования и обеспечивает соблюдение прав ребенка при поступлении в начальную школу.
Принимая решение о переходе в школу, где обучение проходит по индивидуальным образовательным программам, родители должны понимать, насколько большую ответственность это накладывает на ребенка. Я считаю, это не должно являться самоцелью для родителей: обязательно забирать ребенка из родной школы, где он учился до 7 класса, успел привыкнуть к коллективу, психологически комфортно себя чувствует, и переводить его в нетиповую школу. Глубокие знания можно получить и в типовых учреждениях – в Казани есть много школ с углубленным изучением отдельных предметов, которые успешно работают и показывают высокие результаты.
Например, по результатам рейтинга школ 2014 года тройка лучших школ Казани выглядела следующим образом: гимназия 122, гимназия №7, лицей №83. А в топ-500 лучших школ России по итогам 2014 года вошли лицей им.Н.И.Лобачевского К(П)ФУ, лицей 131, лицей-интернат №2, гимназии №122, 7, 19, школы с углубленным изучением иностранных языков №18, 39, 72. За последние несколько лет в Казани открыты уникальные учреждения, не имеющие аналогов в республике – Центр образования №178, Центр национального образования на базе гимназии №2, Международная школа на базе гимназии №19, школа №35 – Центр аэрокосмического образования. Таким образом, для юных казанцев созданы условия для развития их природных задатков и способностей.
К слову, опыт создания нетиповых лицеев оказался настолько успешным (проект создания лицеев стал победителем республиканского конкурса «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан»), что сейчас по примеру Казани в соседних регионах также создаются нетиповые школы.
НАША ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Возвращаясь к нашим будущим первоклассникам: большинство родителей работают с утра до вечера, и вполне понятно, что их беспокоит вопрос времяпрепровождения детей. Скажите, во всех ли школах будут открыты «продленки», до какого времени они будут работать?
И.Х.: Практически во всех школы Казани работают группы продленного дня. Пребывание учеников в группах «продленки» может охватывать период времени с 8.00-8.30 до 18.00-19.00. Более точное время необходимо уточнить в своей школе, так как график работы группы продленного дня зависит от распорядка дня образовательного учреждения.
Во многом благодаря «продленке» образовательные организации становятся «школами полного дня», организуя для ребят и обед в школьной столовой, и занятия в кружках по интересам, а также подготовку домашних заданий под контролем педагога-воспитателя.
Уверен, что участвовать в процессе воспитания должны все: и школа, и родители – все вместе, выступая «единым фронтом». Это очень важно. Тогда, постоянно сотрудничая с педагогами, родители будут знать, чем живет школа, как «живется» ребенку в школе, и что мы вместе можем сделать для того, чтобы школьные годы оставили только яркие впечатления в памяти наших детей.
Слава богу, группы продленного дня у нас бесплатные. Хотя в некоторых школах с согласия родителей организованы группы, которые оказывают дополнительные платные образовательные услуги, вроде занятий иностранными языками. Это не запрещено.
Министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, выступая перед журналистами, сообщил, что в республике будет создана региональная оценка качества, и учеников будут тестировать не только после 9 и 11, но и после 4 класса. Скажется ли это как-то на программе подготовки учеников начальных классов?
И.Х.: В республике действительно идет создание региональной системы оценки качества, которая стала примером для всей России, но от этого учебная программа как таковая не изменится. Тестирование после 4 класса в наших школах проходит уже не первый год. С недавних пор мониторинговые исследования проводятся и в других классах по 4 основным предметам.
Тестирование проводит республиканский Центр мониторинга качества образования – это прекрасная база, которая создана в Кировском районе. Такая диагностика позволяет оценить уровень знаний учащихся, определить, идет ли освоение учебной программы в школах Казани в соответствии с новыми федеральными программами и стандартами.
Хочу напомнить, что раньше тоже существовала такая практика. В конце года в школах проходили контрольные работы - директорские, министерские. Приезжали, привозили задания, которые ученики выполняли. В информационный век появляются новые технологии, соответственно, меняется и система проверки знаний.
Как родители могут помочь своим детям подготовиться к такой системе оценки знаний?
И.Х.: Я считаю, самое главное – на местах родители и учителя должны психологически готовить детей. Нельзя их запугивать тестированием. ЕГЭ - это ведь не самое главное в жизни человека. Самое главное – здоровье, а остальное приложится.
Разумеется, мы должны предоставить ученикам все возможности для получения полноценного образования, чтобы они могли реализоваться в жизни, стать успешными членами общества.
Но гораздо важнее обеспечить ребенку прочную психологическую базу, внутренний стержень, умение противостоять проблемам. Нельзя поддаваться всеобщей панике из-за предстоящей сдачи ЕГЭ. Иначе страх будет передаваться и нашим детям. А держать детей в страхе - не лучший выход. Да, возможно, в условиях ориентированности на сдачу ЕГЭ они получат знания, но у них не будет ни здоровья, ни положительных эмоций, ни должного воспитания. Кому это нужно?
Мне кажется, дети должны быть и воспитанными, и богатыми духовно, должны уметь уверенно смотреть на изменения в мире, приспосабливаясь к ним, быть патриотами своей Родины – страны, республики, города, любить свою историю и свою семью, уважать старших, и, конечно, иметь прекрасные знания. Вот она, наша главная цель – всесторонне развитие ребенка.