Пресс-релиз Союза потребителей РФ к Всемирному дню прав потребителей 15 марта 2024 года

Интернет-приемная

 

Горячая линия для потребителей

 

Нарушители прав потребителей

 

ОПРОС

Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?

Каждый день
Иногда
Довольно редко
Никогда

 

Пресс-релиз Союза потребителей РФ к Всемирному дню прав потребителей 15 марта 2024 года

Девизом Всемирного дня прав потребителей 15 марта в 2024 году международное объединение союзов потребителей Consumers International объявило «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей». Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) поддержал предложение Роспотребнадзора при подготовке и проведении этого Всемирного дня в нашей стране сконцентрировать внимание на обеспечении эффективной защиты прав российских потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом. 

Мы разделяем обеспокоенность федерального органа государственного надзора в сфере защиты прав потребителей тем, что в настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение им недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники, что может способствовать распространению ложной информации и нарушению конфиденциальности. Считаем необходимым законодательно установить обязанность предпринимателей, использующих в своих практиках общения с потребителями чат-боты и иные инструменты, использующие ИИ, проводить их тестирование на предмет обеспечения прав и законных интересов потребителей. СПРФ готов сотрудничать с бизнесом и соответствующими органами власти в разработке методической базы и проведении такого тестирования. 

В то же время, мы видим в этом девизе и повод задуматься, насколько справедливо и ответственно действует естественный интеллект каждого из нас, определяя наши потребительские предпочтения и действия, то есть насколько правильно мы потребляли до появления искусственного интеллекта и потребляем теперь без его видимого участия. В частности, это касается влияния на нас рекламы и иных маркетинговых инструментов бизнеса, привлекающих внимание к новым продуктам и убеждающих в необходимости все время обновлять свой гардероб, дивайс, автомобиль, чтобы соответствовать моде и оставаться достойным членом своей социальной группы или подняться выше в их иерархии. Во всем мире бизнес вкладывает в среднем десятую часть получаемых доходов в маркетинг, и это ему выгодно, поскольку такие издержки оплачиваем мы, потребители, так что, покупая, мы платим не только за товар или услугу, но и за то, что нас убедили сделать именно эту покупку. ИИ в руках продавцов может существенно увеличить эффективность такого воздействия, значит государству надо дать возможность потребительским организациям также вооружиться этим инструментом, чтобы противостоять его негативным последствиям. Такие предложения мы сейчас готовим.