НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Введение: история конфликта
В российском потребительском сообществе назрел серьезный конфликт между покупателями и одним из крупнейших спортивных ритейлеров — сетью «Спортмастер». Поводом стало систематическое нарушение прав потребителей и отказ компенсировать расходы на независимую экспертизу товаров ненадлежащего качества. История, которая началась с единичного случая возврата бракованных кроссовок, трансформировалась в полноценное исполнительное производство №368172/25/77033-ИП, возбужденное Черемушкинским отделом судебных приставов ГУФССП России по г. Москве.
Что же происходит, когда крупная корпорация забывает о базовых принципах работы с потребителями? Как Верховный суд РФ оценивает подобную практику? И почему деловая репутация для «Спортмастера» оказалась менее важной, чем экономия на экспертизах?

Данная статья подробно разберет, когда все же возможно вернуть машину в двухнедельный срок, ссылаясь на конкретные статьи закона и позицию Верховного Суда РФ.

Покупка смартфона — значительная трата денег, и особенно обидно, когда устройство оказывается некачественным: быстро разряжается, зависает, имеет заводские дефекты или вовсе не работает. К каких случаях потребитель имеет полное право вернуть деньги? Разберём, как это сделать по закону, со ссылками на статьи Закона РФ "О защите прав потребителей".
Архив новостей RSS
Инвалиды - вне закона?

В числе обращающихся за помощью в Союз потребителей Татарстана - значительную долю составляют люди с ограниченными физическими возможностями. Однако в правоприменительной практике складывается парадоксальная ситуация. Оказывается, на такую категорию как инвалиды ... Закон "О защите прав потребителей" не распространяется.
Дело в том, что как мы все понимаем, доступ в различные торговые учреждения для всех одинаков. Для здоровых людей это является нормой каждого дня. Но, к сожалению, во многих случаях инвалиды этой возможностью попросту воспользоваться не могут по одной банальной причине : из-за отсутствия возле многих торговых точек пандусов. Увы, все попытки восстановить справедливость и обязать организации обеспечить доступ к продовольственным товарам лицам с ограниченными возможностями заканчиваются... отказом Союзу потребителей РТ в судебных исках. Получается, что инвалид по сути не является потребителем, что само по себе удивительно, ведь именно данная категория населения наиболее уязвима в плане социальной незащищенности...
Здесь уместно будет напомнить, что частью 1 статьи 46 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрены органы государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Общественным объединениям потребителей (их ассоциациям и союзам) предоставлено право на обращение в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (абзац 9 пункта 2 статьи 45 Закона «О защите прав потребителей»).
Однако на деле все гораздо сложнее. Нередко при обращении Общественных объединений потребителей в защиту нарушенного права (прав) отдельных категорий потребителей, обладающих при этом статусом инвалидов, с исками, предметом которых являются нарушения неотчуждаемых и законных прав на беспрепятственный доступ инвалидов к объектам инфраструктуры всех уровней, в суд, последние отказывают в рассмотрении заявленных споров, ссылаясь на действие п.1 ч.1 ст. 134 ГПК Р.Ф., допуская ограничения прав инвалидов на судебную защиту. Стоит отметить, что указанная проблематика создает правовой конфликт, с действующими нормами международных нормативно-правовых актов, ратифицированных РФ, которыми вышеуказанное право инвалидов на полноценный доступ к объектам инфраструктуры обеспечивается наложением обоснованных обязательств по установке соответствующих технических устройств, силами соответствующего предпринимателя или организации, осуществляющей коммерческую деятельность при эксплуатации инфраструктурного объекта. Фактически подобные судебные решения лишают людей с ограниченными возможностями основополагающих прав человека - прав потребителей.
Заметим также, что вопросы социальной защиты инвалидов хорошо известны Союзу потребителей РТ, ведь в составе его трудового коллектива уже работают два инвалида, которые со всеми возможными искусственными препятствиями сталкиваются практически ежедневно. Происходит ущемление их интересов при попытке закупок жизненно важных товаров первой необходимости. Понятно, что озвученная тема в масштабах страны гораздо серьезнее. В настоящее время проблемой данной категории населения заинтересовалась Общественная палата Российской Федерации. На днях комиссия по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан за подписью председателя комиссии В.Слепака, который, кстати, взял этот актуальнейший вопрос под свой личный контроль, направило письмо Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.Лебедеву с просьбой "рассмотреть сложившуюся ситуацию в правоприменительной практике с целью разъяснения вопросов применения законодательства в сфере социальной защиты прав и свобод инвалидов".
Союз потребителей РТ также будет внимательно отслеживать ход данной переписки и обязательно сообщит о принятых мерах по защите прав лиц с ограниченными возможностями.