Депутаты Госдумы РФ хотят внести ряд существенных поправок в Закон «О защите прав потребителей»

Интернет-приемная

 

Горячая линия для потребителей

 

Нарушители прав потребителей

 

ОПРОС

Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?

Каждый день
Иногда
Довольно редко
Никогда

 

Депутаты Госдумы РФ хотят внести ряд существенных поправок в Закон «О защите прав потребителей»

Геннадий Онищенко с группой депутатов внесли в Госудуму законопроект  «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Законопроект № 865095-7 предлагает дополнить преамбулу закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» определением понятия «национальная система защиты прав потребителей», получившего широкое применение, в том числе в документах высших органов государственной власти, но нe имеющего до сих пор единого толкования.

Проект предусматривает внесение в Закон изменений, направленных на устранение негативной мотивации потребителей по отношению к внесудебному удовлетворению их претензий, возникшей вследствие формирования судебной практики взыскания в их пользу штрафа в размере половины удовлетворенной судом суммы иска, накладываемого на ответчиков за отказ от добровольного удовлетворения законных требований потребителя в соответствии с пунктом 6 статьи 13 данного Закона. Согласно действовавшей в соответствовавшие периоды редакции этой статьи, в 1992 - 1995 гг. такой штраф взыскивался в "соответствующий бюджет", в 1996 - 2004 гг. - в федеральный бюджет. В эти годы он играл роль дополнительного по отношению к неустойке мощного стимула для предпринимателей не доводить споры с потребителями до суда, а не роль дополнительного стимула для потребителей разрешать свои споры с контрагентами именно в суде, каковую эта санкция обрела в результате исключения в 2004 г. из формулировки данной нормы закона указания, в чью пользу должны присуждаться указанные денежные взыскания, и толкования ее в 2012 г. Пленумом Верховного Суда РФ в пользу истцов-потребителей.

Такое изменение судебной практики стимулировало потребителей обращаться в суды, не всегда принимая должные меры для восстановления своих прав в претензионном порядке, к чему их активно подталкивают недобросовестные юристы, что не всегда обеспечивает восстановление их нарушенных прав, но, как правило, вводит и без того пострадавших людей в большие дополнительные расходы. В результате за 2013 - 2016 гг. число потребительских исков в судах выросло на три четверти, а доля судебных решений в пользу потребителей по таким искам снизилась на 28 %, что свидетельствует о снижении обоснованности этих исков. Одновременно с быстрым ростом числа исков происходило кардинальное снижение доли исполненных решений в пользу потребителя (с 85 % до менее половины), что стало сильным сдерживающим фактором для обращения потребителей за восстановлением нарушенных прав не только в суды (в 2018 г. число исков сократилось по сравнению с 2016 г. на треть), но и в территориальные органы Роспотребнадзора и органы местного самоуправления (за тот же период число обращений потребителей сократилось на 19 % и 23 % соответственно) и в общественные объединения потребителей (сократилось еще более значительно).

Для исправления возникших перекосов предлагается, во-первых, дополнить норму пункта 6 статьи 13 закона положением о направлении суммы указанной санкции в пользу государства, которое может использовать эти средства, в том числе, на развитие национальной системы защиты прав потребителей. При этом предлагается именовать данную санкцию не штрафом, а денежным взысканием, поскольку, в соответствии со статьей 330 ГК РФ, штраф - одно из названий неустойки, а неустойка за нарушение установленных Законом сроков исполнения требований потребителя предусмотрена статьей 23 (в отношении товаров) и статьей 28 (в отношении работ и услуг) Закона, следовательно, данный штраф в размере половине признанной судом цены иска, включающей указанную законную неустойку, оказывается, в том числе, «неустойкой на неустойку», что считается недопустимым в гражданском праве. Данная же санкция по своей природе является не мерой понуждения контрагента к исполнению обязательства перед потребителем (такой мерой является неустойка в соответствии со статьями 23 и 28), а мерой его понуждения к добросовестному рассмотрению претензии потребителя как заведомо более слабой стороны правоотношений между ними.

Во-вторых, чтобы защитить потребителей от предложения юридических и экспертных услуг заведомо ненадлежащего качества со стороны недобросовестных и/или недостаточно компетентных лиц предлагается, по аналогии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», наделить уполномоченный федеральный орган в сфере защиты прав потребителей полномочием на организацию и проведение профессионально-общественной аккредитации (аттестации) лиц, предлагающих такие услуги, а общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) - полномочием проводить их общественную аккредитацию (аттестацию), что обеспечит потребителей ориентирами для надежного выбора исполнителей нужных им услуг для защиты своих прав.

В проекте также предлагается изменения:

- обязывающие изготовителя, исполнитель, продавца, импортера, уполномоченных ими лиц довести до сведения потребителя адреса своего сайта в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и электронной почты (при их наличии);

- устанавливающие обязательный претензионный порядок предъявления требований потребителей в отношении технически сложных товаров и определяющие порядок подачи претензий; наделяющие потребителей, заключивших договор купли-продажи или договор на выполнение работы (оказание услуги) посредством сети Интернет, направлять претензии тем же способом, каким был заключен соответствующий договор;

уточняющие обязанности потребителя по предоставлению объекта претензии на проверку качества и/или экспертизу и предусматривающие освобождение продавца (изготовителя, уполномоченного лица, импортера) от денежного взыскания за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в случае не совершения потребителем необходимых действий для надлежащего рассмотрения его требования, в том числе не предоставления им товара на проверку качества и/или экспертизу причин возникновения недостатков;

устанавливающие, по аналогии с обязанностями продавца, изготовителя, уполномоченного лица, импортера при предъявлении потребителем претензии в отношении качества товара, отсутствующую сейчас в законе обязанность исполнителя работы или услуги при наличии спора о наличии и/или причинах возникновения недостатков выполненной работы или оказанной услуги провести за свой счет соответствующую экспертизу.

Внесение в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» указанных изменений позволит повысить защищенность прав российских потребителей и укрепить национальную систему защиты их прав, считают законотворцы.