НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ
22 декабря 2025 года Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) отмечает знаменательную дату — 35 лет со дня создания. За эти десятилетия организация прошла путь от одного из первых общественных объединений новой России до фундаментального института гражданского общества, ежедневно защищающего интересы миллионов. Этот юбилей — не просто повод оглянуться назад, а возможность увидеть, как крепло и развивалось потребительское движение, становясь надежной опорой для каждого гражданина.
В моей жизни было много работ — от разносчика газет в детстве до собеседника с первыми лицами государств. Этот опыт научил меня одному: настоящая ценность денег не в количестве, а в той независимости и уверенности, которую они дают. Уверенность же рождается из знания, что твои базовые права защищены. Для потребителя, а им является каждый из нас, нет права более базового, чем право на безопасность того, что он покупает. В 2026 году весь мир поднимется под девизом, который звучит набатом: «Безопасные продукты для уверенных потребителей» (Safe Products, Confident Consumers)
С начала летнего сезона 2025 года десятки российских туристов не смогли вылететь на зарубежные курорты из-за дефектов в недавно выданных загранпаспортах. Проблема заключалась в «наползании строк» — текст в документах был напечатан не строго под соответствующими графами («пол», «гражданство», «дата выдачи»), а прямо поверх них. На пограничных пунктах такие паспорта признали недействительными — их сочли плохо читаемыми и дефектными.
Архив новостей RSS
Потребители все чаще жалуются на интернет магазины
В этом году всемирный день защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта пройдёт под девизом: "Право потребителей в эру цифровых технологий". По данным Минкомсвязи России аудитория российского интернета в прошлом году достигла 85 млн человек, а объем интернет-рынков с электронными платежами составил 2,27 трлн рублей или 2,8% от ВВП. По прогнозам Ассоциации компаний Интернет-торговли на 2016 год онлайн-продажи должны были достигнуть отметки в 900 млрд рублей. Наиболее востребована у россиян, например, на иностранных онлайн-площадках бытовая техника и электроника - 32% покупок. Следом идет одежда – 23,8%, обувь – 11,8%, косметика – 7,5% и автозапчасти – 7,1%. Чаще всего зарубежными интернет-магазинами пользуются жители Москвы (46%). Доля Санкт-Петербурга составляет 11,6%, а остальных городов – 43%. Более половина трансграничного рынка в деньгах приходится на Китай, четверть – на страны Европы, 12% – на США. Китай лидирует по количеству товарных отправлений в Россию, занимая долю в 90%.
При этом потребители все чаще жалуются на интернет-магазины: если в 2012 году было зафиксировано 3412 жалоб, то в прошлом году в 2,5 раза больше - 8765. Количество возбужденных дел об административных правонарушениях за тот же период выросло в 2,3 раза до 404. "Потребитель в онлайн защищен не меньше чем в традиционной торговле, с добросовестными продавцами у покупателей проблем нет", говорит председатель Совета Союза прав потребителей Республики Татарстан Марс Исмагилов. По его словам, вопрос в мошеннических схемах которые используют недобросовестные продавцы. Например, в онлайн распродажах продают товар по завышенной стоимости. С этого года Союз потребителей России уже взял под контроль проведение массовых акций "киберпонедельник" и "черная пятница". Союз потребителей Татарстана рекомендует различать добросовестных продавцов и "темных лошадок": смотреть есть ли полные реквизиты организации на продающем сайте и проверять их базе ЕГРЮЛ на сайте налоговой службы.
В сфере электронной коммерции необходим целый комплекс организационно - правовых мер, призванных обеспечить эффективную защиту прав потребителей, в том числе в сегменте трансграничных сделок, говорится в проекте доклада «О национальной системе защиты прав потребителей». Основные направления: развитие информационной платформы для потребителей и информационной системы быстрого предупреждения об опасных товарах; создание и внедрение механизмов альтернативного внесудебного урегулирования споров в онлайн-режиме; разумное ограничение доступа к интернет-ресурсам, содержащим недостоверную информацию о продавце (исполнителе), товарах (услугах), внесение сведений об интернет-магазинах в торговые реестры.


