НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

С начала летнего сезона 2025 года десятки российских туристов не смогли вылететь на зарубежные курорты из-за дефектов в недавно выданных загранпаспортах. Проблема заключалась в «наползании строк» — текст в документах был напечатан не строго под соответствующими графами («пол», «гражданство», «дата выдачи»), а прямо поверх них. На пограничных пунктах такие паспорта признали недействительными — их сочли плохо читаемыми и дефектными.

Сегодня, когда счета за коммунальные услуги и стоимость жизни растут по всему миру, каждая крупная покупка становится стратегическим решением. Особенно это касается бытовой техники — холодильников, стиральных машин, кондиционеров, — на которую может приходиться до 30% энергопотребления домохозяйства. Выбор энергоэффективной и долговечной модели — это прямой путь к экономии. Но как сделать осознанный выбор, когда полки магазинов и онлайн-витрины пестрят размытыми обещаниями, а ключевая информация скрыта?
В эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта потребители всё чаще сталкиваются с проблемами при возврате товаров, приобретённых через маркетплейсы. Ситуация, описанная жителем Нижнего Новгорода, который пытается вернуть циркулярную пилу, приобретённую на Ozon, — не единичный случай. Это история о том, как современные технологии иногда усложняют простые человеческие взаимодействия, и о том, как важно знать свои права в таких ситуациях. Как говорил Марс Марсельевич, «русский стиль — это дерзость и уникальность», и именно эти качества помогут потребителю отстоять свои законные интересы.
Архив новостей RSS
Судебная практика СП РТ: Дело о возврате денег за качественную мебель

Союз потребителей РТ бесплатно помог женщине вернуть в магазин диван и отсудить у магазина почти 18000 рублей за несоблюдение прав потребителя.
Из материалов дела
В одном из мебельных салонов Казани женщина купила диван по цене 32990 рублей.
Через несколько дней диван был доставлен Истице домой и собран представителями Ответчика. При этом Истица поняла, что диван оказался слишком громоздким, к тому же раскладывать и собирать его было неудобно.
Поняв, что диван ей не подходит, а другого подходящего у Ответчика не оказалось, Истица обратилась к Ответчику с претензией, в которой просила возвратить ей уплаченные за диван денежные средства.
В ответе на претензию Ответчик отказал Истице в удовлетворении ее требования. В обоснование отказа Ответчик сослался на п. 8 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежащих возврату и обмену, утверждённому постановлением правительства РФ от 19.01.2998 г. №55, считая, что диван приобретённый Истицей, не подлежит возврату, так как относится к обозначенной в указанном пункте перечня бытовой мебели.
Не согласившись с ответом, Истица обратилась в Союз потребителей Республики Татарстан с письменным заявлением, в котором просила обратиться в суд в защиту её нарушенных прав и интересов потребителя.
В обоснование исковых требований Союз потребителей Республики Татарстан указал, что в соответствии со ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» - потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
В п. 8 перечня указана: Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).
Из содержания перечня видно, что в его пунктах скобками выделены конкретизирующие (уточняющие) признаки товаров, не подлежащих возврату и обмену.
Следовательно, по смыслу п. 8, обмену и возврату не подлежит не любая бытовая мебель, а лишь мебельные гарнитуры и комплекты. Приобретённый истицей диван ни к гарнитуру, ни к комплекту не относится, а поэтому подлежал обмену и возврату.
Так как другого подходящего дивана у Ответчика Истица не нашла, то была в праве требовать возврата дивана в магазин и возвращения уплаченной за него суммы. Не удовлетворив её законное требование ответчик нарушил её права потребителя.
Решение суда
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Союза потребителей Республики Татарстан суд решил.
Расторгнуть договор купли-продажи мебели, заключенный между Истцом и Ответчиком.
Взыскать с Ответчика в пользу Истицы:
- уплаченную сумму за товар в размере 32 990 рублей;
- компенсацию морального вреда 1000 рублей;
- штраф 16 995 рублей;