О правах потребителей услуг химчисток

О правах потребителей услуг химчисток

Химчистка испортила или потеряла вещь? Что делать в такой ситуации? Как получить компенсацию за ущерб? О правах потребителей услуг химчистки поведает Союз потребителей РТ в этой статье.

Большинство людей никогда даже не задумывались о том, как все-таки правильно должны обслуживаться потребители в химчистках. Союз потребителей РТ настоятельно рекомендует всем ознакомиться с правилами, по которым должны работать все химчистки в России, чтобы в дальнейшем избежать многих подвохов со стороны недобросовестных компаний.

 

Правила работы химчистки

Химическая чистка – это комплекс физико-химических и механических процессов и операций, обеспечивающих удаление загрязнений с изделий в среде различных растворителей.

Деятельность химчисток и их правоотношения с потребителями регулируется Гражданским Кодексом РФ, Законом «О защите прав потребителей», Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации», которые утверждены Постановлением Правительства РФ №1025 от 15 августа 1997 года, ГОСТом Р 51108-2016 «Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия», Руководством для работников приемных пунктов предприятий химической чистки и крашения, утвержденного Министерством бытового обслуживания населения РСФСР 20 июня 1990, помимо всего прочего есть множество ГОСТов, в которых установлены технологические правила химической чистки и ухода за изделиями.

Прием изделий

Прием изделий от потребителя должен осуществляется по договору (квитанции).

Перед оформлением договора (квитанции) на оказание услуг химической чистки исполнитель услуги должен внимательно осмотреть изделие с лицевой и изнаночной стороны, а затем проинформировать заказчика об обнаруженных дефектах, видах загрязнений и возможности их устранения.

Далее исполнитель должен согласовать с заказчиком вид химической обработки изделия, своевременно предупредив его о возможном ухудшении тех или иных характеристик изделия, которые могут проявиться после чистки.

Следует знать о том, что химическая чистка изделий должна проводиться в соответствии с символами по уходу за изделиями, которые указываются на пришивных ярлыках.

Если ярлык с символами по уходу на изделии отсутствует, исполнитель услуги должен принять изделие на договорной основе и предупредить потребителя о возможности повреждения изделия, отметив это в договоре (квитанции).

Оформление договора (квитанции)

Квитанция является документом строгой отчетности, поэтому заполняться она должна разборчиво по всем позициям.

В квитанции должно быть указано: 
полное наименование, адрес и телефон предприятия и приемного пункта, осуществляющего химическую чистку;
номер заказа и дата его приема;
фамилия, инициалы и адрес заказчика;
наименование изделия и его описание с указанием цвета, типа ткани, отделки и т.п.,
комплектность;
наличие дефектов;
процент износа изделия;
срок исполнения заказа;
наименование предстоящих работ;
стоимость услуг по отдельности и общая стоимость заказа;

Квитанция должна быть подписана приемщиком и заказчиком.

Требования к изделиям, прошедшим химическую чистку

Изделия, прошедшие химическую чистку, должны быть чистыми, не иметь пятен, затеков, ореолов, запаха растворителя и пятновыводных препаратов, посторонних волокон, пуха, пыли.
Изделия должны сохранять исходную форму, целостность, цвет, рисунок и рельефность.
Изделия должны быть сухими, хорошо отглаженными, без морщин, перекосов, заломов, искривлений швов и нарушения конструкции пошива и т.п.
Но, это все в теории, а на практике не все химчистки работают по всем правилам…

О нарушениях прав потребителей в химчистках

На телефон «горячей линии» в Союз потребителей Республики Татарстан нередко поступают различные обращения граждан, которые жалуются на работу химчисток.
Кому-то испортили вещь, кому-то навязали дополнительные платные услуги, кому-то несвоевременно выполнили заказ и т.д.

Договора, ущемляющие права потребителей

Иногда отстаивать права потребителей в таких ситуациях бывает не так-то просто и все потому, что в заключенных договорах на оказание услуг химчистки содержатся заведомо невыгодные условия для заказчиков.
К примеру, довольно часто, в квитанциях мелким шрифтом указывается предупреждение о том, что в результате химической обработки возможна потеря товарного вида изделий. Химчистки, таким образом, стараются заранее уйти от какой-либо ответственности за качество работ, несмотря на то, что в соответствии со ст.35 Закона «О защите прав потребителей» химчистка должна нести материальную ответственность за некачественно оказанную услугу.

Завышение процента износа изделий

Кроме того, многие химчистки умышленно завышают процент износа изделий. Делается это для того, чтобы уменьшить размер компенсаций, которые полагаются потребителям за испорченные в химчистках вещи.
Потребители должны знать о том, что в ст.35 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что химчистка должна возмещать двукратную стоимость утраченной или поврежденной вещи, а также понесенные потребителем расходы. При этом цена вещи, передаваемого исполнителю, определяется в договоре о выполнении работы или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение.
Обычно химчистки, при оформлении договора на оказание услуг указывают не стоимость вещей при покупке, а процент их износа, иногда неправомерно завышая его, для того, чтобы компенсировать потребителям только их остаточную стоимость с учетом износа.

Для сведения, определение процента изделия должно производиться в соответствии с руководством для работников приемных пунктов предприятий химической чистки и крашения, утвержденного Министерством бытового обслуживания населения РСФСР 20 июня 1990.

износ 10% - устанавливается для изделий, не бывших в употреблении, не имеющих фабричных дефектов и нарушений в отделке, изделия могут иметь незначительное запыление вследствие хранения;
износ 30% - устанавливается для мало ношенных изделий, с незна